История края

Из-за обилия озер Чебаркульский район с древности был привлекателен для людей, поэтому наш край один из самых богатых археологическими находками в области. Как говорят археологи — «Чебаркульский район — это археологический Клондайк». По прошествии времени ничего не изменилось – для современных людей эти места остались такими же излюбленными для отдыха. Подтверждением этому самая большая концентрация в этих местах баз отдыха (41). Поэтому мы также можем сказать, что Чебаркульский район — это и туристический «Клондайк» .

Наличие территорий степи и лесостепи в Чебаркульском крае способствовали еще с древности проживанию у нас совершенно разных по образу жизни народов (в степях – кочевники, в лесах — оседлые жители).

 

I. Каменный век (время древних финно-угров).

300 тыс. л. до н.э. – этим временем датируется самая ранняя находка древнего человека на всем Урале, найденная на границе Чебаркульского и Уйского района (д. Краснокаменка). Артефакт представляет из себя двухстороннеобработанное каменное орудие труда.

В 9 тысячелетии до н.э. – из Восточного Прикаспия на Южный Урал приходит древний уральский пранарод (уральская языковая семья), являющийся предком современных жителей Финляндии, Эстонии, Венгрии, а также народов России (мордва, удмурты, ханты, манси, ненцы и др.). Многочисленные поселения этих охотников и рыболовов обнаружены возле озер Чебаркульского района, которые являются одним из трех древнейших центров гончарного производства на территории Челябинской области. Там были найдены свидетельства первого домостроительства (наземные постройки в виде шалашей или чумов) и первые наконечники стрел.

В 5-4 тыс. до н.э. обитатели чебаркульских озер впервые начинают делать каменные топоры и лепить глиняные горшки (на некоторых изображены водоплавающие птицы).

В это время на территории Южного Урала происходит выделение финно-угорской (венгры, финны, эстонцы, мордва, ханты, и др.) и самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) из уральской языковой семьи

В 3 тысячелетии до н.э. из-за засухи финно-угорское население покинуло эти места и ушло на север .

 

II. Бронзовый век (время древних индоевропейцев).

17 — 13 вв. до н.э. — приходят ираноязычные скотоводы-металлурги. Новые технологии пришельцев позволяет делать в металлургических печах в закрытых литейных формах прочные сплавы на основе меди и олова . Это дает возможность создавать высокоэффективные (по сравнению с предыдущим каменным веком) орудия труда и вооружения . Что порождает, в свою очередь, судя по числу поселений, большой прирост населения. «Никогда позже, вплоть до русской колонизации XVIII-XIX вв., в евразийской степи и лесостепи не было такой плотности населения» . Одно из таких поселений в нашем районе исследовало недавно (2011-2012 гг.) археологическая экспедиция ЧГПУ совместно с коллегой из университета города Питтсбурга (США) Брайаном Хэнксом и его специализированным оборудованием – магнитометром .

В ходе исследования были обнаружены конструкции жилищ, хозяйственных ям и печей; предметы быта: остатки керамических горшков, глиняные грузила, костяные гарпуны, каменный топор, бронзовые серпы и ножи; оружие: заготовка булавы, фрагмент пращи, а так же свидетельства металлургического производства: фрагменты медеплавильной печи, литейные формы, рудотерка.

Уникальность этого поселения в том, что там была найден первый «цивилизованный туалет» эпохи бронзы на Южном Урале .

В 13 вв. до н.э. из-за засухи ираноязычное население покинуло эти места.

 

III. Ранний железный век (время угорских металлургов и иранских кочевников).

6 век до н.э. — 3 век до н.э.– В 6 веке в леса района с Севера приходят угроязычные металлурги (в Чебаркульском районе исследована производственная площадка для выплавки медных изделий). В это же время сюда приходят с территории Средней Азии воинственные ираноязычные кочевники, известные по письменным источникам как «саки» . Главное, что привлекало кочевников, в качестве дани, был металл – медь и железо, производящий местным угроязычным населеием .

В IV-III вв до н.э. новым конкурентом по сбору дани стали угро-иранские племена, пришедших из лесостепной зоны Западной Сибири. Но вследствие иссушения климата кочевники уходят на запад и впоследствии доходят до Северного Причерноморья, где попадают на страницы греческих письменных источников, как воинственное племя «сарматы» . Подтверждением их присутствия в Чебаркульском районе являются немногочисленные случайные находки кинжалов.

В IV-V вв. с далеких территорий Монголии через наши земли проходит тюркоязычное племя кочевников – «гуннов». Имя этого народа стало широко известно после их масштабного завоевательного вторжения в Европу, что явилось началом Великого Переселения народов . Свидетельством этого пребывания у нас является исследованное в Чебаркульском районе захоронение гуннской женщины. Украшения и реконструкция облика женщины выставлено, как самое уникальное в области, в центральной экспозиции Челябинского Областного Краеведческого Музея.

IV. Средневековье (время тюркоязычных кочевников)

В средние века наши земли находились под властью в 8-9 веках «мадъяр» (предков современных венгров) , в 9-13 веках кыпчаков (известных по русским летописям как «половцы»), в 13-16 веках, судя по письменным источникам, чебаркульские земли могли входить в состав монгольской империи и ее приемницы — Сибирского Ханства.

В 14-15 веках чебаркульские земли заселяют пришедшие из Западной Сибири тюркские племена. Территория современного Чебаркульского района с 15—16 веков, очевидно, была населена тюрками племени табын. В 1600 году Табынская волость фигурирует в документах как «дальняя», то есть крайняя волость Уфимского уезда. С 17 века многие тюркские племена, платившие «ясак» (дань) в «татарский» Тюменский уезд из-за существенных льгот башкирам стали платить «ясак» в «башкирский» Уфимский уезд (в том числе и населявшее чебаркульскую землю тюркское племя «табын») и по этой причине с этого времени их начинают называть «башкирами» .

V. Новое время (время русских хлебопашцев).

В 1736 году на Чебаркульской земле под руководством В.Н. Татищева строится крепость для усмирения башкир (В.Н. Татищев хотел назвать ее «Удила»). Население первых крепостей формируется из тобольских и тюменских крестьян насильно переведенных в казаки (позже их называют «исетские казаки») для охраны и несения воинской службы на этих территориях (это было дешевле чем размещать солдат).

В это же время рядом с крепостью строится редут для контроля за одним из дорожных узлов древней Казанской дороги от набегов кочевников, следы которого сохранились до наших дней возле села Малково.

В 1751 году казаками из Чебаркульской крепости основывается первая слобода – Верхне-Увельская (ныне село Варламово).

С 1752 года на озере Мисяш велась добыча глины, которая поставлялась в Императорскую фарфоровую мануфактуру в Петербурге.

«Чебаркульская белая глина в Исетской провинции подле озера Большого Мисяша … за самую лучшую признана и в дело фарфора оказалась весьма способною».

В 1750-1752 гг. строится тракт Чебаркуль-Оренбург, по которому в 1760 начала курсировать почта. Как почтовая станция в это время впервые упоминается село Травники.

В 1758 году впервые упоминается Кундравинская слобода и казачья деревня Карасса, или Карасье (с. Верхние Караси) «в которой отделившаяся часть чебаркульских казаков живет для хлебопашества»;

22 мая 1774 у с. Лягушино (Ключевка 2-я) произошел бой между войсками самозванца Е.И. Пугачева и генерала И. И. Михельсона.

Бои между повстанческими и правительственными войсками под руководством генерала В. Михайловского также были под Кундравами и Травниками.

В 1825 году начали добывать россыпное золото у села Маскайка, позже открыты месторождения золота в Кундравинской станице (1832 году), Непряхино (1850) и Травниках (1871). Золотодобыча в районе прекращена в 1950 году и возобновлена в 2001 близ села Непряхино. Уникальным фактом в мировой золотопромышленности является обнаружение в 1872 году кустового скопления золота общим весом 384 кг возле села Непряхино.

С 1830 года в Кундравинской станице начали регулярно проходить богатые (оборот 850 тысяч рублей) и популярные ярмарки, на которые приезжали люди из других городов. В Кундравах сохранился дом того времени купца Суднишникова.

В 1840 году Кундравинской станица является центром правления 9-го полкового округа, куда входила и Чебаркульская станица. С этого времени все население этих мест переводилось в казаки, а те, кто не хотел, выселяли в другие уезды. В связи с отказом переходить в казаки и уезжать в другие места возникли волнения. Недовольных наказали шпицрутенами по 3 тысячи ударов каждому. Кроме казака Пшеничникова, в процессе наказания все были забиты насмерть .

С этим временем связана история появления деревянной скульптуры «Кундравинский бог», которая сейчас хранится в Челябинском областном краеведческом музее. Ее изготовил отставной солдат Степной станицы (ныне с. Степное Пластовского района) в XIX в. и назвал ее «Иисус в темнице». Священник Степной станицы отказался поместить скульптуру в церковь. Позднее скульптуру перевезли в Кундравинскую станицу и передали в храм (самый большой в округе), но после того как в 1869 году колокольня рухнула, кундравинцы посчитав это плохим знаком спрятали деревянного бога спрятали в кладовке. Но уже в 1915 году епископ Челябинский Сильвестр писал «В Кундравинском храме есть образ (статуя) Спасителя, заключенного в темницу и сидящего в терновом венце. Образ поставлен в приделе и пользуется особенным благоговейным почитанием среди богомольцев» . Перед разрушением Кундравинского храма в советское время «Кундравинского бога» передали в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году в Челябинский Областной Краеведческий музей, где он сейчас и хранится.

В 1842 году в села Варламово, Попово, 2-я Ключевка и Болотово правительство поселяет кряшен (крещеные Иваном Грозным казанские татары) из Бакалинской и Нагайбакской станицы Белебеевского уезда Уфимской губернии. Позже они начинают называть себя по месту происхождения — «бакала».

Они несли казачью службу на отведенных территориях. До сих пор в этих селах сохраняются традиции нагайбаков: в с. Попово действует ансамбль «Чешме», а в 2012 открыт «Музей нагайбакской культуры».

В 1860 – 1870-е гг. Кундравы и Травники становятся станичными юртами 3-го Отдела Оренбургского казачьего войска. Поселок Чебаркуль с этого времени административно подчиняется Травникам до 1916 года. В селе Травники сохранилось здание администрации травниковского станичного юрта.

В 1889 году в селе Нижние Караси построили деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. На данный момент она является единственной деревянной и самой старой сохранившейся церковью в районе.

1892 году с открытием движения на Самаро-Златоустовской железной дороге по территории Травниковского станичного юрта прошел первый паровоз.

В 1893 г. в Медведево построили единственный сохранившийся в районе каменный храм «Трех Святителей Митрополитов Московских».

В 1898 году близ станции Бишкиль, на Мариинском прииске братьев Покровских, по решению Уральского рабочего союза в доме управляющего была создана первая и единственная в то время на Урале подпольная типография, возглавляемая Николаем Кудриным. На этом месте позже установили памятник.

Позднее типографию перевели в деревню Верхние Караси.

В 1904-1905 гг. казаки наших станиц участвуют русско-японской войне.Из этих казаков был сформирован 11 Оренбургский казачий полк, который воевал на полях Маньчжурии в русско-японской войне 1904-1905 годов. За боевые заслуги 7 казаков и 2 урядника награждены орденом Св. Георгия. В 1910 в Травниках ставят памятник, где высечено 186 имен казаков станицы погибших в этой войне.

VI. Новейшее время (Советский этап).

В годы Гражданской войны казаки Чебаркульского края по традиции являлись опорой монархической власти. В 1918 году были сформированы 2 конных Кундравинских добровольческих полка, воевавших на стороне белогвардейских частей атамана Дутова. Но после разгрома основных сил Дутова, началось установление Советской власти в станицах и селах Чебаркульского района, продержавшейся не более трех месяцев. В память о тех событиях в Бишкиле стоит памятник на месте расстрела медведевскими казаками в 1918 году председателя Медведевского исполкома П.М. Савельева и военного комиссара Г.Е. Иванова.

Советская власть была восстановлена лишь летом 1919 в ходе Челябинской операции. Свидетельством тех боев являются обелиски на могилах погибших красноармейцов в селе Кундравы и Мельниково.

Дальнейшее становление Советской власти на чебаркульских территориях проходило в обстановке сопротивления со стороны казаков. Примером непростых отношений в то время является могила-мемориал в с. Варламово председателя ревкома Г.П. Алексеева, отравленного казаками в 1921 году.

В 1919 году Чебаркуль и окружающие села входят в состав Миасской волости. В 1926 году был образован Медведевский район, куда вошли бывшие земли Травниковской станицы. В 1927 году был образован Варламовский район, но в 1929 году был ликвидирован. Чебаркульский и Мисяшский сельсовет, а также вся Кундавинская зона, относились к Миасскому району. В 1930 году пос. Чебаркуль становится районный центром Бишкильского района (бывшего Медведевского). В состав Бишкильского района вошла часть населенных пунктов соседнего Миасского района (Кундравинская зона), а также Уйский район. В 1935 из Бишкильского района были выделены Миасский, Уйский районы и тогда же он был переименован в Чебаркульский. Эта дата и считается днем рождения района.

В 1960-80-е годы  шел рост экономики в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях района и активное строительство жилья и объектов инфраструктуры.

В 1977 году город Чебаркуль и Чебаркульский район были разделены административно и территориально — появились 2 муниципалитета с раздельным бюджетом и администрацией (Чебаркульский городской округ и Чебаркульский муниципальный район). С этого времени сформированы окончательные современные границы Чебаркульского муниципального района,  в который входят 56 населенных пунктов.

В статье использованы фотографии из архива Челябинского государственного краеведческого музея и Государственного Эрмитажа.

Автор: Велитченко В.В.